Одежда
Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных сло-ев населения отличался преимущественно количеством и разнообразием предметов и ма-териалов, в то время как покрой отдельных составлявших его частей был одинаков. Кре-стьянин, горожанин и феодал носили одинаковые по покрою рубахи, но у последнего ру-баха была из тончайшей (шелковой или шерстяной), зачатую привозной ткани. Так же для знатных мужчин и женщин была свойственна многослойность, т.е. ношение одновремен-но нескольких одежд. Но даже у небогатых горожан одежда подразделялась обычно на три категории: рабочая одежда (в большинстве случаев это было старое, «ветшаное» пла-тье), одежда будничная и праздничный, парадный костюм. На средневековых изобрази-тельных источниках люди традиционно изображались в нарядных, парадных одеждах, даже если по сюжету они выполняли тяжелую работу
И так начнем по порядку:
Рубаха, сорочица - главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клино-образные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди).
По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распростра-нилась косоворотка. В то же время, воротники с асимметричной застежкой реконструи-руются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя 2 полови-ны XI-начала XII вв. Подобное оформление выреза горловины наблюдается по материа-лам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. Возможно, конст-рукции женских и мужских рубах в то время не имели больших различий.
К XI - нач. XII в., количество косовороток возрастает до 31%.
В остальных случаях, где подобной закономерности в расположении пуговиц не наблюда-ется, можно предположить наличие широкого выреза горловины, не требовавшего разреза и застежки, но не исключая и уже описанного с разрезом. Все рассмотренные варианты являются элементами одежды глухого покроя.
Таким образом, число реконструкций рубахи с асимметричным (или по центру) разрезом по горловине, воротником с застежкой на 1-5 пуговиц, по материалам погребений Верхне-волжья, возрастает к кон .XI - нач. XII в. Можно высказать предположение, что в это вре-мя происходило формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе и рубахи-"косоворотки".
a) мужская – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кис-тями); ворот, подол, края рукавов могли украшались вышивкой или тканой тесь-мой
b) женская – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр;
Нужно отметить, что рубахи никогда не шились в обтяжку; крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца - на мужских рубахах) и узкими. Для того, чтобы рукава могли двигаться свободно, в подмышку вшивали ластовицу - кусок прямоугольной ткани.
Рукава женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава собирали кра-сивыми складками по руке, и схватывались у запястья узорчатыми зарукавьями.
В женских погребениях Верхневолжья зафиксированы случаи украшения браслетами обе-их рук (11% погребений). Интересно отметить, что, встречаются однотипные, "парные" браслеты (например, по 2 бронзовых). Обращает на себя внимание их небольшой диаметр (5-7см). Таким образом, они при надевании слегка разгибались и достаточно плотно при-легали к руке. В ряде случаев с их внутренней стороны найдены остатки текстиля от ру-кавов. Приведенные факты дают возможность предположить, что в таких случаях брасле-ты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Рубаха с длинными рукавами, закрывающими кисть руки, просущество-вала до начала ХХ в. и была характерна для многих областей России. Вероятно, изучен-ные нами комплексы с "парными" браслетами можно также связывать с этим типом одеж-ды. Более того, если мы взглянем на Рязанские браслеты XII – XIII в., то увидим женщину именно с длинными рукавами.
Штаны – видимо были как нижние, так и верхние.
a) Нижние дополняли нательную одежду мужчин. Могли быть как широкими, так и узкими. Проблема реконструкции данного элемента одежды заключается в отсут-ствии каких либо археологических материалов, да и изобразительные источники относятся к 14 и далее веку. Штаны либо подпоясывались тканым поясом, либо за-вязывались на узел.
b) Верхние судя по различным изображениям, были неширокими, довольно ясно об-рисовывали ногу.
Длина - о ней судить трудно, так как носили их только заправленными в голенища сапог или онучи(обмотки), но ясно, что они всегда были ниже колен.
Свита – наиболее раннее изображение свиты мы можем видеть на изображении семьи Святослава из «Изборника Святослава» 11в. Далее древнерусские изображения XI-XIV вв. дают массу примеров свидетельствующих в пользу популярности Свиты. Например, чело-век, седлающий барса. Фрагмент архитектурного декора Дмитриевского собора во Влади-мире, конец XII - начала XIII века; сцена охоты. Фрагмент архитектурного декора в Геор-гиевском соборе в Юрьев-Польском, конец XII - начала XIII века; инициалы «К» и «Х» из новгородской псалтири, XIV век
Для свиты характерны:
а) приталенный верх;
б) отрезной низ уложенный в складки. (Могла быть и цельнокроеной)
в) длиной до колена или ниже
г) вертикальный разрез на груди, застёгивающийся на пуговицы. Застегивалась свита при помощи парных петель – «разговоров» (найдены шелковые и золототканые). (На некоторых источниках отсутствуют)
Нельзя считать свиту исключительно мужским видом одежды, возможно под та-ким названием встретить и женское верхнее платье.
Женское верхнее платье - как известно, изобразительный материал дает два основных типа покроя женской одежды.
К первому типу относятся платья прямого покроя, перехваченные у талии поясом. Рукава одежды могли быть широкими (виден узкий рукав нижней рубахи с зарукавьями). Верхнее платье немного короче (где-то на 15-20 см) и виден край нижней рубахи.
Платья второго типа были прямыми, с узкими рукавами, заканчивающимися зару-кавьями. Исходя из изобразительных источников, платья либо подпоясывались, либо бы-ли приталены.
Отдельно надо выделить платье из Изяславля, которое, судя по всему, до колена и с короткими рукавами.
Суздальские фрагменты одежды интерпретируются как платье сарафанного типа.
Плащ - поверх свиты в холодную погоду надевали войлочный плащ или шерстяную оде-жду плащевидного типа. Из письменных источников нам известно множество названий плащей (корзно, коць, волота, мятль) покрой которых неизвестен, и вызывает постоянные споры. Реконструировать плащевидную одежду приходится опять таки по изобразитель-ным источникам. Плащ мог быть как на подкладке, так и на меху. Носили как женщины, так и мужчины.
NB! Не делайте плащ из цельного полотна с шириной 1,5 м,
Меховая одежда – другой теплой одеждой в означенный период был кожух из меха жи-вотного. Рядовые горожане носили нагольные (мехом внутрь) овчинные кожухи. Люди богаче шили кожухи из дорогих мехов, покрывали с лицевой стороны дорогой материей.
Материал подготовлен, основываясь на:
1. http://www.tforum.info
2. Ткани ХII - начала ХШ в. Из Суздаля М. Л. Сабуровой
3. Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья Степанова Ю.В.
4. Наследие предков http://www.dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html
5. http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id … sq=19,2699
6. Личных пробах и ошибках
Продолжение следует…
Отредактировано Анна (2007-06-23 18:27:52)