Правила проведения турнира
Общие положения
Ристалище
Турниры по историческому фехтованию проводят в помещениях и на открытом воздухе при наличии соответствующих условий.
1. Ристалище (круглое, шести-, восьми угольное или квадратное) должно быть не менее пяти метров в поперечнике.
2. Ограждение должно быть хорошо заметным и находиться на высоте 1-1,5 метра над ристалищем.
3. На открытом воздухе ристалище должно иметь ровную и достаточно плотную поверхность (утоптанная земля, мостовая, неглубокий песок, короткая трава).
4. На расстоянии не менее двух метров вокруг ограждения должна располагаться «зона безопасности», вход в которую разрешается только бойцам, судьям, секундантам и медицинским работникам.
5. На турнирных боях в обязательном порядке должен присутствовать медработник (спортивный врач, травматолог или хирург).
6. Для разрешения спорных ситуаций, протестов и видео архивации, турнирные бои желательно фиксировать на видео.
Жеребьевка
1. Жеребьевка первого и второго кругов должна обеспечивать формирование пар из бойцов, входящих в разные команды (чтобы исключить «выбивание» участников своими же одноклубниками).
2.Участники имеют право присутствовать на жеребьевке.
Бои будут проводиться в три этапа:
1. Первый круг. Отборочные бои. Каждый боец проводит два боя, победы и очки фиксируются. Боец, победивший в двух боях, переходит в следующий круг соревнований. В случае отсутствия четного количества бойцов второго круга из числа бойцов, имеющих одну победу, выбирается участник, набравший наибольшее количество очков.
2. Второй круг (8 бойцов). Бой ведется по олимпийской системе, либо проводится отборочный бой, по результатам которого отбираются бойцы полуфинала.
3. Полуфинальные и финальные бои (4 бойца). Жеребьевка не ведется. Пары полуфинала составляются согласно набранным очкам, без учета командной принадлежности бойцов. Боец набравший максимальное количество очков проводит поединок с бойцом имеющим минимум побед, а бойцы имеющие средний результат между собой.
Судейство
Судейская коллегия
В состав судейской коллегии выбираются люди, пользующиеся авторитетом среди бойцов. В том случае если кто-то из судей по каким-то причинам не устраивает участвующих в турнире бойцов, должен быть подан письменный протест. Если протест подан командой одного города или его подписало не менее 1/3 бойцов, судья должен быть заменен. Все претензии по составу судейской коллегии рассматриваются не позже чем за 2 часа до начала турнирных боев.
Судьи во время проведения турнирных боев должны ограничивать свое общение с бойцами и их секундантами. Запрещается подбадривать бойцов, обсуждать с ними ход поединка, давать советы. Судьи не должны активно выражать свои эмоции во время хода поединка. Судьи должны быть объективны и беспристрастны.
Главный судья
Главный судья турнира несет ответственность за организацию поединков и всего турнирного действия, за поведение и объективность боковых судей, рассмотрение поданных протестов от судей и секундантов. Имеет право отстранять от судейства боковых судей и заменять их, составлять судейские пары. Главный судья имеет право останавливать бой и присуждать: «победу за явным преимуществом», техническое поражение.
Боковые судьи
Боковые судьи несут ответственность за оценку действий на ристалище, за соответствие нормам безопасности доспехов и вооружения бойцов. Боковые судьи ведут подсчет очков в соответствии с принятыми на турнире правилами. В случае различия количества засчитанных очков между судьями в паре, выводится среднее значение с округлением в большую сторону. Судейская пара должна самостоятельно обсуждать результаты боя, не привлекая к этому вторую судейскую пару и главного судью.
Если мнение бокового судьи расходится с мнением судейской коллегии, он вправе опротестовать результат боя (не более одного раза за турнир). В данном случае поединок должен быть переигран или отслежен по видео съемке.
Если боковой судья не уверен в беспристрастности своего судейства, он вправе просить главного судью о своей замене на время одного поединка (не более трех раз за турнир).
Секретарь
Секретарь турнира несет ответственность за правильное документирование результатов поединков. Следит за временем поединка.
Секунданты
В обязанности секунданта входит подготовка и устранение повреждений технического снаряжения бойцов. Секундант имеет право голосом подбадривать бойца, давать ему тактические советы, направлять действия бойца во время боя. Секундант вправе в течении одного боя взять один тайм-аут (15 секунд) для тактической корректировки действий бойца. Сигнал об остановке боя подается боковому судье, который дублирует его главному судье. Секундант имеет право один раз за турнир подать письменный протест по результатам боя главному судье. Протесты подаются непосредственно после окончания боя.
Бойцы
Боец несет полную ответственность за свои действия на ристалище. Он обязан соблюдать правила поединка, уважительно относится к своему противнику и судейской коллегии. За намеренно нанесенные травмы и оскорбления боец может быть дисквалифицирован или отстранен от участия в турнирах на год и более. В случае если нарушения правил бойцами одного из клубов являются систематичными, от участия в турнирах может быть отстранен весь клуб.
Остановка боя
Остановка боя главным судьей
Главный судья останавливает бой в следующих случаях:
- истечение условленного времени схватки;
- явное преимущество одного из бойцов, делающее нецелесообразным продолжение поединка;
- травмоопасная ситуация (клинч, падение бойца и т.п.);
- выход бойца за пределы ристалища;
- поломка оружия
- выполнение запрещенного приема;
- серьезное повреждение снаряжения;
- потеря оружия;
- нанесение-получение травмы;
- повреждение ристалища или ограждения;
- появление помехи на ристалище;
- в случае подачи сигнала боковыми судьями, секундантом или бойцом.
Остановка боя боковым судьей
- набор одним из бойцов требуемого количества очков;
- выполнение запрещенного приема;
- нанесение-получение травмы;
- травмоопасная ситуация (клинч, падение бойца и т.п.);
Остановка боя бойцом
Боец не имеет права останавливать бой голосовой командой или иными методами. Он имеет право подать сигнал судьям либо секунданту, который может продублировать сигнал судьям.
Во избежание травмоопасных ситуаций боковые судьи обязаны без промедления дублировать увиденный сигнал об остановке боя.
Снятие с боев
1. Боец не допускается к участию в боях, при отсутствии надлежащего снаряжения или при несоответствии оружия требуемым стандартам.
2. Боец снимается с турнира в случае дисквалификации.
3. Боец имеет право отказаться от участия в турнире по собственному желанию.
Разрешенные приемы
1. Любые удары оружием, исключающие попадание в не поражаемые зоны – пах, голень, горло, кисти рук и свод стопы.
2. Толчок в одно касание щитом или корпусом в щит или корпус противника (не дольше одной секунды).
3. Наложение щита на щит противника.
4. Поддев щита щитом.
5. Зацеп щитом щита противника.
6. Подставка плоскости щита под атакующую руку с мечом
7. Удары ребром щита в корпус
Запрещенные приемы и штрафные ситуации
1) «СУМО» - целенаправленное выталкивание противника за границу ристалища (прессинговый контакт корпусом или щитом дольше одной секунды): минус два очка;
2) Выход за границы ристалища - во время маневрирования либо в результате разрешенных действий противника: минус два очка.
3) Удары ребром и плоскостью щита в ходе атаки или в клинчевой ситуации в голову (причинившие видимое ошеломление, приведшие к дезориентации): – предупреждение и минус два очка; повторное (в течение боя) –поражение в поединке. Если боец сам налетел на статичный щит, то запрещенный удар не засчитывается.
4) Падение бойца, в результате разрешенных действий противника вызвавшее неспособность защищаться - минус два очка;
5) Захваты боевой части оружия и атакующей руки: минус два очка; Технические зажимы щитом, локтевым сгибом или подмышкой допускаются, при этом время удержания не должно превышать 3 секунд. В противном случае схватка останавливается.
6) Подножки: минус два очка; Если боец спотыкается о статичную ногу противника, это не расценивается, как подножка.
7) Удары в кисть - целенаправленные удары в кисть, расположенную не на траектории основных ударов, а в стороне от корпуса и головы: 1 раз – предупреждение и минус очко; 2 раза – предупреждение и минус два очка; 3 раза – дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
8) Удары навершием или перекрестьем в лицо: 1 раз – предупреждение и минус очко; 2 раза – предупреждение и минус два очка; 3 раза – дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
9) Удары руками и ногами: 1 раз – предупреждение и минус очко; 2 раза – предупреждение и минус два очка; 3 раза – дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
10) Колющие удары (опасное действие, чревато тяжелым травматизмом): 1 раз – предупреждение и минус очко; 2 раза – минус два очка; 3 раза – дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
11) Потеря оружия по неосторожности либо в результате действий соперника: минус два очка;
12) Удары в пах: 1 раз – минус два очка; 2 раза – дисквалификация до конца турнира (т.к. боец не умеет контролировать свои действия).
13) Добивание упавшего «лежачего» противника - недопустимое поведение. Дисквалификация до конца турнира (т.к. боец не умеет контролировать свои действия).
Боец может обозначить свои результативные удары по падающему противнику легко контактными движениями. Обозначенные удары засчитываются как проведенные.
14) Осознанное оскорбление противника, четко слышимое судьями – недопустимое поведение. Дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
15) Травмирование противника запрещенным действием или приемом. Дисквалификация до конца турнира
16) Ведение боя после сигнала «СТОП» 1 раз – предупреждение и минус очко; 2 раза – предупреждение и минус два очка; 3 раза – дисквалификация до конца турнира, т.к. боец не умеет контролировать свои действия.
Три предупреждения за один бой по разным причинам – проигрыш.
Предупреждения (по пунктам 7, 8, 9, 10) накапливаются за турнир и могут привести к дисквалификации.
Падение бойца
Падением считается беззащитное беспомощное положение бойца, когда ристалища (земли) касается корпус бойца, либо четыре конечности (руки и ноги) и он не может занять исходное положение за 1,5 секунды.
Если боец споткнулся или поскользнулся (коснулся коленом, двумя коленями и одной рукой), но он способен быстро занять исходное положение, сохраняя возможность защищаться мечом, щитом, уходом, то падение не засчитывается.
Победа за явным преимуществом – присуждается в случае постоянного ухода одним из бойцов в глухую защиту, без каких либо попыток провести контратаку.
Поломка защитного снаряжения в результате разрешенных действий соперника приводит к техническому поражению в схватке (если не устранена в течении 1 минуты). Допускается «благородный отказ». Соперник может сообщить судьям о своем отказе от преимущества. В этом случае после восстановления или замены снаряжения бой продолжается.
Нокаут
В случае нокаута боец побеждает в поединке, набирая при этом максимальное количество очков.
Нокдаун
В случае нокдауна поединок останавливается судьями, в случае двух нокдаунов в поединке, бой останавливается за явным преимуществом.
Не засчитываются
Режущие удары
Сомнительные, не акцентированные и случайные удары.
Скользящие удары по краю доспехов.
Удары, потерявшие силу после контакта с оружием или щитом противника.
Чиркающие удары по касательной траектории.
Удары плашмя.
Явные кистевые удары.
Поединок
Поединок может состоять из нескольких схваток (3 – 5), каждая из которых длится до нанесения одним из бойцов 5 (3) результативных ударов, либо проводиться до истечения установленного времени. Победителем в схватке считается боец, набравший максимальное количество очков и успешно разорвавший дистанцию после завершения атаки. Победителем в поединке считается боец, выигравший большее число схваток или набравший большее количество очков за отведенное время.
Подсчет очков
Бой ведется в полный контакт. Результативным считается удар, прошедший в поражаемую зону, при котором большая часть энергии удара гасится телом.
Поражаемыми участками считаются:
голова - 2 очка
корпус (за исключением области паха) - 2 очка
руки (от запястья до плечевого сустава за исключением кисти) - 1очко
ноги (от тазобедренного сустава до колена за исключением коленного сустава) - 1 очко.
Количество очков подсчитывается вплоть до финала. Оно вносится в таблицу в виде числа со степенью, например 334
3 – Балы, набранные за победы в поединке (одна победа - один бал); 34 – очки, набранные в схватках (сумма очков за результативные удары). При отборе бойцов во второй круг турнира в первую очередь будет рассматриваться сумма очков набранных в поединке. Очки, набранные в схватках, учитываются в спорных случаях.
В случае нокаута или победы в связи с явным преимуществом поединок заканчивается со счетом 40 – 0.
В случае технического поражения поединок заканчивается со счетом 20 – 0
В случае дисквалификации одного из бойцов в связи с нарушениями поединок заканчивается с текущим счетом.
Вооружение
Обязательные требования
1. Наличие исторического прототипа.
2. Радиус скругления острия – не менее 15 мм; радиус скругления лезвия – не менее 2 мм.
3. Лезвие клинка не должно иметь заусенцев, иметь гладкую полированную поверхность.
Ограничения
Минимально допустимые параметры клинкового оружия: вес 1,2 кг при длине меча (общей) 75 см – 16 гр./см
Общая длинна одноручного меча, не должна превышать 1 м.
Минимальная длина двуручного меча 1.2 м, максимальная 1.5 м. Максимально допустимый вес 3кг
Максимально допустимая диагональ турнирного щита 70 см, щит должен быть достаточно прочен, и иметь усиленную боковую кромку (изготовленную из метала, кожи) защищающую его от сколов. Щит должен быть окрашен.
В бугуртных боях разрешается использовать щиты большего размера.
Защитная экипировка
Минимальный общий вес доспеха должен быть не менее 1/5 от веса бойца.
Учитывается вес всего снаряжения без щита и меча: шлем, доспехи, наручи, перчатки, поддоспешник, налядвенники, поножи.
В случае недостаточного веса доспеха боец должен дополнить общий вес добавочными грузами.
Вся зона поражения в обязательном порядке должна быть защищена доспехом.
Защита головы
Для защиты головы применяется сферический, цилиндрический или конический шлем из железа, толщиной не менее 1,5 мм. Подшлемник должен обеспечивать достаточную амортизацию и надежную посадку на голове (шлем не должен соскальзывать и перекручиваться при движении). Обязательно наличие подбородочного ремня.
Шейно-ключичная область должна быть защищена «ошейником», бармицей (кольчужной, ламиллярной и т.д.), либо нижним краем шлема.
Бармица должна иметь внутренний амортизатор, надежно защищающий лицо при ударе (эквивалент войлочного листа 15-20 мм).
Без достаточной защиты головы и шеи боец на ристалище не допускается.
Защита корпуса
Доспех (кольчужный, пластинчатый, чешуйчатый, комбинированный и т.д.) должен защищать корпус как спереди, так и сзади. Стандартная длина доспеха - до середины бедер.
Поддоспешник является амортизатором и страхующим элементом в точках соприкосновения – оружие – доспех – тело.
Особое внимание должно обращаться на области плечевых суставов, ключиц, нижних бедер, тазобедренных суставов и выступов подвздошных костей.
Без достаточной защиты корпуса боец на ристалище не допускается.
Защита ног
Включает в себя налядвенники, наколенники и поножи (на голень). Если у бойца отсутствует антуражная внешняя защита ног, должны быть применена другая защита, обеспечивающая надежную защиту колена-голени.
Без достаточной защиты ног боец на ристалище не допускается.
Защита рук
Состоит из боевых рукавиц (перчаток), наручей, налокотников и защиты плечевого отдела руки (выше локтя). Если наруч заходит выше линии локтя, либо охватывает локоть полусферой, применение налокотника необязательно.
Защита выше запястья осуществляется рукавицами доспеха («самовары» допустимы).
Без достаточной защиты боец на ристалище не допускается.
Защита паха
Должна осуществляться длинным подолом доспеха либо стандартной спортивной «раковиной» (жестким бандажом).
Без достаточной защиты боец на ристалище не допускается.
Одежда бойца должна быть чистой, опрятной. Доспех - не ржавым.
Номинация щит-меч.
Поединок проходит 2 минуты без ограничения количества ударов.
Номинация меч-меч.
Поединок проходит 1.5 минуты без ограничения количества ударов
Номинация двуручный меч.
Поединок проходит в пять схваток до трех результативных ударов в каждой.
Номинация Алебарда.
Поединок проходит в пять схваток до трех результативных ударов в каждой.
Разрешены колющие удары в корпус. Удары обратной стороной древка.
Номинация Бугурты 5х5.
Бои проводятся в три схода по 3 минуты каждый. Перерыв между сходами 5 минут.
Бойцы продолжают бой до падения или потери оружия. Бойцы вооруженные древковым оружием после своего падения, должны незамедлительно бросить оружие на землю.
По истечении времени боя победившей считается сторона, где на ногах осталось большее количество бойцов.
В поединках участвует команда из 5 человек.
Смена состава полевых бойцов возможна только в перерывах между сходами.
Правила боя аналогичны турнирным.
Зона поражения - полная за исключением голеней, коленей, основания шеи, паха и стоп.
Запрещены удары в затылок, в непоражаемую зону, а также удары по упавшим противникам.
Бойцам замеченным в нарушении правил выносится предупреждение (после окончания бугуртного схода). При повторном нарушении боец отстраняется от участия в бугуртах на время турнира. В особо критичных ситуациях и при явном преимуществе одной из сторон бой может быть остановлен судьями.
Дополнительно в бугуртных боях разрешены удары:
Оружием, яблоком, древком, рукой с оружием в поражаемую зону
Плоскостью и рантом щита в поражаемую зону
Толчки ногой, коленом в корпус
Подсечки ногой и древком
Головой
Захваты руки с оружием, древкового оружия.
Броски
Захваты древком только спереди и только за корпус
Разрешено пресинговое давление щитом и корпусом.
Запрещенные удары:
Толчки, удары ногой по ногам, голове
Любые колющие удары
Удары гардой
Захваты двумя руками
Стягивание шлема
Захваты древком сзади и за голову
Запрещены удары в затылок, непоражаемую зону, а также удары по упавшим противникам.
Захваты руками или оружием за голову и шею.
Запрещены захваты оружия противника при падениях.
Запрещено повисание на противнике при падениях
Правила проведения БУГУРТА
БУГУРТ (групповой поединок).
Бугурт проводится без весовых ограничений, стандартным турнирным оружием.
Размер и форма щитов не ограничиваются. Обязательным остается наличие исторического прототипа.
Бой ведется до победы одной из сторон, без ограничения времени. Бойцы продолжают бой до падения или потери оружия. Выбитый боец должен незамедлительно лечь на землю или покинуть коридор. Бойцы вооруженные древковым оружием после своего падения, должны незамедлительно бросить оружие на землю. Контроль за бугуртом осуществляется 4-мя судьями. Победа засчитывается при полном выбивании бойцов команды противника или при захвате (падении) флага соперника. Колющие удары могут наноситься только древковым оружием в корпус
Правила ведения боя аналогичны турнирным.
Зона поражения - полная за исключением голеней, коленей, основания шеи, паха и стоп.
Запрещены удары в затылок, в непоражаемую зону, а также удары по упавшим противникам.
Бойцам замеченным в нарушении правил выносится предупреждение (после окончания бугуртного схода). При повторном нарушении боец отстраняется от участия в бугуртах на время турнира. В особо критичных ситуациях и при явном преимуществе одной из сторон бой может быть остановлен судьями.