Поводом к войне послужило то, что пояс был краденый.
Князь Василий Косой и Дмитрий Шемяка пировали однажды на свадьбе у родного своего дяди, великого князя Василия (1433г.) Все были веселы и изумлялись драгоценному поясу Василия Косого. Между тем наместник ростовский, Петр Константинович, узнал об этом и сказал Софии, матери великого князя Василия, которая, обрадовавшись своей находке и забыв пристойность, сняла пояс с Косого. Произошла ссора. Косой и Шемяка оставили дворец с гневом, отправились в Галич, собрали войско и начали неприятельские действия.
Про мужские пояса в Верхневолжье.
"Встречено небольшое количество наборных поясов, для которых нужно отметить, в целом, скромность их состава (пряжки, от 1 до 5 нашивных бляшек или поясных колец, а также привешенные к поясу орудия труда и предметы быта). Находки этих поясов сопрягаются с торговым инвентарем (весы, кошельки с монетами), а также с оружием, деревянной посудой и особым обрядом погребения в целом. Такие погребения зафиксированы в могильниках Дуденево, Избрижье, Березовецком, Суходол, Большая Коша, Плешково-1, то есть на всей изучаемой территории, и, прежде всего, в крупных курганных группах. Следует предположить, что подобные пояса принадлежали людям, имевшим особый социальный статус, игравшим особую роль в жизни сельской общины. Обычно же число поясных деталей ограничивается поясной пряжкой и подвешенным на поясе ножом. Материалы верхневолжских погребений отчетливо показывают утилитарную функцию пояса в средневековье. Пояс - это своеобразный карман, к которому подвешиваются разнообразные мелкие вещи: чаще всего это универсальный инструмент - нож (в 62% комплексов мужского костюма), а также предметы для высекания огня (кресало, кремень), и оружие. Прикреплявшиеся к поясу предметы найдены в 65% мужских погребений с остатками костюма. Материалы Верхневолжья позволяют говорить и о ритуальной роли пояса. Так, об этом говорят случаи необычного положения пояса в погребениях, например, в ногах погребенных, у колен (Избрижье, Березовецкий, Пекуново-2). Такое положение пояса связывается с обычаем "стреноживать" умершего, сделать его неопасным для живых (В.В.Мурашева). Однако, в данных случаях можно связывать такое расположение и с высокой обувью - сапогами с мягким голенищем, стягивающимся у колен ремешками, или онучами".
Кузьмина О.В. "Языческие элементы в городском костюме
Великого Новгорода XIV – XV веков.
"Рубашки женщина непременно подпоясывала плетеным или сотканным на дощечках узким поясом из шерстяных ниток. Пояс считался одним из наиболее сильных и универсальных защитных средств. Особое значение имел красный цвет пояса, символизирующий жизнь, здоровье и плодородие, и таким образом противостоящий смерти.
Женщина снимала пояс лишь при совершении колдовских или ритуальных действий. На миниатюре Радзивилловской летописи в распоясанных платьях изображены женщины-язычницы в сцене свидания с мужчинами. В русских былинах в одной «тоненькой рубашечке без пояса» встречают девушки своих возлюбленных. Во время некоторых языческих обрядов, связанных с культом плодородия, девушки и женщины распоясывали рубахи, как бы демонстрируя готовность к зачатию новой жизни. Такие праздники повсеместно справлялись в исследуемый период в Новгородской земле, не смотря на запреты церкви".