Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции » Русь » ЗНАЧЕНИЕ ПОЯСА И ПОЛОТЕНЦА В РУССКИХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ


ЗНАЧЕНИЕ ПОЯСА И ПОЛОТЕНЦА В РУССКИХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Конечно, здесь главным образом не про Средние века, но всё же очень интересно:

http://old.gogol.ru/enciklopediya-russk … -xx-vekov/

Цитата:
"В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на пароде, в обществе крайне неприличным Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина XV в.), что послужило предлогом к войне ."

Отредактировано дон Сэра (2007-05-23 11:36:29)

2

Поводом к войне послужило то, что пояс был краденый.

Князь Василий Косой и Дмитрий Шемяка пировали однажды на свадьбе у родного своего дяди, великого князя Василия (1433г.) Все были веселы и изумлялись драгоценному поясу Василия Косого. Между тем наместник ростовский, Петр Константинович, узнал об этом и сказал Софии, матери великого князя Василия, которая, обрадовавшись своей находке и забыв пристойность, сняла пояс с Косого. Произошла ссора. Косой и Шемяка оставили дворец с гневом, отправились в Галич, собрали войско и начали неприятельские действия.

Про мужские пояса в Верхневолжье.
"Встречено небольшое количество наборных поясов, для которых нужно отметить, в целом, скромность их состава (пряжки, от 1 до 5 нашивных бляшек или поясных колец, а также привешенные к поясу орудия труда и предметы быта). Находки этих поясов сопрягаются с торговым инвентарем (весы, кошельки с монетами), а также с оружием, деревянной посудой и особым обрядом погребения в целом. Такие погребения зафиксированы в могильниках Дуденево, Избрижье, Березовецком, Суходол, Большая Коша, Плешково-1, то есть на всей изучаемой территории, и, прежде всего, в крупных курганных группах. Следует предположить, что подобные пояса принадлежали  людям, имевшим особый социальный статус, игравшим особую роль в жизни сельской общины. Обычно же число поясных деталей ограничивается поясной пряжкой и подвешенным на поясе ножом. Материалы верхневолжских погребений отчетливо показывают утилитарную функцию пояса в средневековье. Пояс - это своеобразный карман, к которому подвешиваются разнообразные мелкие вещи: чаще всего это универсальный инструмент - нож (в 62% комплексов мужского костюма), а также предметы для высекания огня (кресало, кремень), и оружие. Прикреплявшиеся к поясу предметы найдены в  65%  мужских погребений с остатками костюма. Материалы Верхневолжья позволяют говорить и о ритуальной роли пояса. Так, об этом говорят случаи необычного положения пояса в погребениях, например, в ногах погребенных, у колен (Избрижье, Березовецкий, Пекуново-2). Такое положение пояса связывается с обычаем "стреноживать" умершего, сделать его неопасным для живых (В.В.Мурашева). Однако, в данных случаях можно связывать такое расположение и с высокой обувью - сапогами с мягким голенищем, стягивающимся у колен  ремешками, или онучами".

Кузьмина О.В. "Языческие элементы в городском костюме
Великого Новгорода XIV – XV веков.

"Рубашки женщина непременно подпоясывала плетеным или сотканным на дощечках узким поясом из шерстяных ниток. Пояс считался одним из наиболее сильных и универсальных защитных средств. Особое значение имел красный цвет пояса, символизирующий жизнь, здоровье и плодородие, и таким образом противостоящий смерти.
Женщина снимала пояс лишь при совершении колдовских или ритуальных действий. На миниатюре Радзивилловской летописи в распоясанных платьях изображены женщины-язычницы в сцене свидания с мужчинами. В русских былинах в одной «тоненькой рубашечке без пояса» встречают девушки своих возлюбленных. Во время некоторых языческих обрядов, связанных с культом плодородия, девушки и женщины распоясывали рубахи, как бы демонстрируя готовность к зачатию новой жизни. Такие праздники повсеместно справлялись в исследуемый период в Новгородской земле, не смотря на запреты церкви".

3

Про краденый пояс - здорово иллюстрирует нравы тогдашнего общества :)
Еще про "тоненькую рубашечку" понравилось :))


Вы здесь » Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции » Русь » ЗНАЧЕНИЕ ПОЯСА И ПОЛОТЕНЦА В РУССКИХ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ