Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции » Русь » Версия головного убора на основании Владимиро-Суздальских находок 12в.


Версия головного убора на основании Владимиро-Суздальских находок 12в.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сложные головные уборы жесткой конструкции Б.А. рыбаков относит к подтипу 1 Типа II. Замечая, однако, что головные уборы в жизни редко фигурировали в "чистом" виде: чаще они представляли собой сочетание из уборов разных типов. Так наш головной убор состоит из жесткого каркаса, обтянутого шелком, с прикрепленным бронзовым очельем, пары трехбусинных височных колец, подвешенных на маленькие перстневидные и шелкового плата. Так же в качестве дополнительной версии головной убор одет сверху на льняной волосник.
Головной убор делался в первую очередь на основании Владимиро-Суздальских находок.
Основной деталью головного убора является черненое бронзовое очелье с изображенным деревом и двумя птицами. Очелье сделано на основании найденного во Владимире, датируемое 12 в .
Данное очелье является центральной деталью головного убора и наиболее спорным элементом во всей композиции. Дело в том, что история находки отсутствует и существует две версии ее принадлежности.
Первая, что это цата от иконы Богородицы 12века, однако  Ца́та это полумесяц (иногда с фигурно вырезанным краем), расположенный в нижней части православного креста, также часть оклада, древнерусское золотое или серебряное украшение иконы. На иконе цата прикрепляется к окладу иконы возле шеи изображённой фигуры. Происходит от шейной гривны. Многие цаты — образцы ювелирного искусства.
Несмотря на это Владимирские краеведы и работники музея, считают этот девайс окладом от иконы и предметом культа, а не мирским украшением.
Вторая версия, что данное очелье является предметом от головного убора знатной женщины. Так, например, читаем под очельем  у краеведа С.Галицина «Сказание о белых камнях» 1973г. "Работа златокузнецов: очелье — украшение на голове знатной женщины".
Но в этой же книге 1978г. «Украшение на голове Богородицы». На этом разночтения не заканчиваются. Во Владимирском музее выставлялась данная вещь с подписью Очелье. Бронза 12век. А на выставке в этом же музее сей час, висит фотография Цата 12в.
Работу я начала делать до проявления всех этих противоречий, но дополнительной гирькой в пользу светского головного убора было наличие двух размышлений:
1. данная вещь не похожа ни на один из видов окладов (на шейное украшение см. цата тем более не похоже)
2. рисунок на очелье не имеет ни какой церковной тематики, так что вполне допускает использование на гражданском костюме.
Но все же из за наличия возможности, что данная вещь является предметом церковного культа ставим данную работу в разряд возможных версий.
http://uploads.ru/t/n/H/P/nHPbM.jpg
Бронзовое очелье крепится на жесткую (берестяную) основу, обтянутую шелком саржевого переплетения (орнамент мелкий ромб).
Так, к примеру, в Московской области обнаружено очелье на жесткой основе (раскопок М.Г. Рабиновича в 1956 г. у д. Звездочка), оно сделано из шелковой ткани саржевого переплетения. На ткани золотной нитью выполнено шитье в виде древ, вписанных в арочки. Шитье окаймлено золототкаными лентами, что выделяет его как самостоятельную декоративную деталь убора. Дата погребения - 12 в.
Дополнением к головному убору являются трехбусинные височные кольца, подвешенные на «рясны» в виде сцепленных между собой перстневидных колец. Нечто подобное найдено некрополе Суздаля 11-12 вв.(см. РыбаковДревняя Русь быт и культура гл. 4 Одежда)
http://uploads.ru/t/K/e/u/KeuM0.jpg
Сверху головной убор покрыт шелковым прозрачным платком. Подобные ткани известны на территории Руси еще с 10 века. «Среди тканей полотняного переплетения имеются фрагменты ярко-розового шелка типа фаты из Киевского клада 1903 г . При незначительной плотности ткани уточные и основные нити лежат на значительном расстоянии друг от друга, в результате чего образовались просветы, которые делают ткань прозрачной и легкой. Видимо, эти обрывки фаты являются остатками платка (повоя или убруса), которым, как видно на миниатюре Изборника Святослава и на фреске с изображением княжеской семьи в Киевском Софийском соборе, женщины покрывали голову, прикрывая шею,   концы повоя, перевязанного сзади, ниспадали на спину или свешивались на грудь. Аналогичная шелковая фата XII в. найдена и в женском погребении, открытом в 1967 г . под фундаментом Успенского собора в Московском Кремле. Тончайший шелк входил здесь в виде покрывала в состав богатого головного убора. Подобная же прозрачная ткань обнаружена в Гнездове в 1980 г. в погребении середины X в». Фехнер "Шелковые ткани Восточной Евроы".

Конечный результат работы получился такой
http://uploads.ru/t/z/h/G/zhGkD.jpg

2

Аня ,ты просто Умница!!! :)


Вы здесь » Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции » Русь » Версия головного убора на основании Владимиро-Суздальских находок 12в.