Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции » Русь » Археология женской одежды. Территория Руси X-XIVвв.


Археология женской одежды. Территория Руси X-XIVвв.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

В связи с появлением молодого пополнения, желающего шиться, появилось желание разнообразить женские костюмы. В основном создания версий одежды ограничивается изоисточниками и тем минимальным текстилем, на который смотреть приятно (поясочки, носочки, вышивочки) вот и получается, что делают, вроде все разное, а внешний вид похож.
Потому предлагаю вашему вниманию описание найденных на нашей территории (или близко к ней) более менее сохранившихся одежек, в надежде на то, что кто то, что то все же себе смастерит.

И так....

1.  Камерное погребение Псков X в. «Варяжская гостья»
В руках у археологов оказались не просто обрывки какого-то изделия, а целые его детали с различными швами, которые позволили восстановить его первоначальный вид. Самый крупный фрагмент – это деталь отделки верхней части сарафана. Широкая ее часть была пришита спереди – на груди, а узкие боковые полосы украшали сарафан по верхнему краю проймы и спинки. Название "сарафан" следует считать условным, принятым для удобства описания. Но о том, что найденная одежда действительно более всего напоминала именно сарафан,  свидетельствуют остатки бретелек на одной из сторон передней и задней части детали.
С противоположных сторон сохранились на одинаковых расстояниях от краев следы проколов от иглы и нитки, с помощью которых бретели крепились. Вся деталь сшита из трех полос шелковой ткани: две крайних были выкроены из синего шелка, а средняя -  из красно-фиолетового.  По верхнему краю вся деталь была обработана декоративной бейкой из шелковой ткани синего цвета. Сарафан надевался поверх тонкой длинной льняной рубахи. Спереди у  горловины  был небольшой разрез, верхний край ворота заложен мелкими складками и отделан тонким руликом из той же ткани. Длинные концы рулика стягивали края разреза. Рукава рубахи были длинными и украшались накладными манжетами из красного шелка. Узкой полоской из такого же красного шелка был отделан и подол рубахи. И сарафан и рубаха были сшиты из льняной ткани, окрашенной в синий цвет. Льняная ткань почти полностью разложилась в земле. Удалось извлечь и сохранить лишь небольшие фрагменты различных деталей: ворота, бретелек, и петли. Но современные методы исследований позволили определить как вид ткани, так и ее цвет. Вместо пуговиц бретели сарафана закалывались фибулами, а для того, чтобы довольно массивные их булавки не портили тонкую ткань, к концам бретелей пришивались петли из льняной же ткани, через которые и пропускались иглы фибул.
Таким образом, опираясь на уже известные реконструкции древнего женского одеяния и исходя из богатого фактического материала, который впервые оказался в руках псковских археологов, удалось восстановить внешний вид  наряда.  Надо отметить также, что и сарафан, и рубаха были аккуратно свернуты и  положены в берестяной короб (очевидно, прикрытый кожаной крышкой. Ее остатки обнаружены при расчистке почвенного монолита), который сородичи умершей припрятали под полом погребальной камеры  в расчете, что это ей пригодится в загробной жизни.

http://shuka.ibord.ru/viewtopic.php?id=303
http://gubernia.pskovregion.org/number_233/11.php
http://alyena.io.ua/album196899_0

2

2. Лямочный «Сарафан» Суздаль XII в.
В Суздале при исследовании жилища XII был обнаружен сильно обгоревший туесок с фрагментами одежды….
«Наибольший интерес представляет ткань (№ 1). Самый большой ее кусок сшит из трех полотнищ. Максимальная длина сохранившихся частей — 22 см. Судя по расстоянию швов между полотнищами, ширина их не более 8 см. Сшиты полотнища запошивочным швом (бельевым), характерным для кроеной одежды. Швы сохранились и на меньших фрагментах, максимальная ширина которых также не более 8 см. На одном из фрагментов, размером 21 X 9,5 см, прослежена кромка по одной из длинных его сторон и шов — на расстоянии 7,5 см — по другой его стороне (рис. 26).
Больший кусок описываемой ткани подогнут на 2 см, затем собран в мелкую сборку и прошит в месте сгиба несколькими параллельными швами в технике "назад иглой".
<…>
Собранная в мелкую сборку ткань была обшита лентой из той же ткани шириной около 4 см. Лента была сложена и перекрывала край одежды с двух сторон.
Она была подвернута и пришита как снизу, так и частично по середине. Данный образец со сборками, швами и обшивкой мог принадлежать разной одежде — юбке, рубахе или сарафану. При детальном исследовании удалось констатировать его сходство скорее с сарафаном, для которого характерен определенный способ закрепа сборок лентой в верхней его части. На нашем образце одежды, как лента, так и сборки не доходят до его края, что позволяет предположить наличие в этом месте проймы, а сам фрагмент отнести к верхней подбрительной части одежды типа сарафана. Появление одежды типа сарафана, очевидно, обусловлено влиянием культуры северных народов. Об общих чертах в костюме русских и их балтийских и финно-угорских соседей исследователи по одежде писали и ранее. О находках одежды типа сарафанов сообщает Инга И. Хег. Так, в могилах Бирки IХ-ХI вв. обнаружены женские одежды на лямках (брителях, наплечных лентах), закрепленных фибулами по сторонам груди. Одежда была из льна и шерсти, по верхнему краю ее прослежена обшивка лентами.
<…>
Наш фрагмент ближе всего к сарафанам "прямым" или "круглым". Основным признаком их являются прямые полотнища, собранные в сборку у верхнего края, обшитого лентой, и удерживаемые на корпусе с помощью брителей (лент). Они являются родом юбки на лямках. Судя по широкой распространенности одежды на наплечных лямках у северных соседей славян уже с IX в., считаю возможным их бытование и в славянской среде в домонгольское время.

М. Л. Сабурова «ТКАНИ ХII- НАЧАЛА ХIIIв. ИЗ СУЗДАЛЯ».

3

3. Платье с отрезным низом Торопец XIII в.

Целое платье было обнаружено в 1957 г. в слоях Торопца, сожженного во второй половине XIII в. в результате литовского нашествия. За 30 лет, истекших с момента раскопок, оно сильно деформировалось, так как реставрировано не было. Платье состоит из большого числа крупных фрагментов. Оно было сшито из шерстяных тканей разной фактуры. Верх платья - из ткани полотняного переплетения, низ - из ткани саржевого переплетения. На некоторых фрагментах видны складки. Хорошо сохранился суженый к запастью рукав с ластовицей. Он сделан из ткани саржевого переплетения, ластовица - из ткани полотняного переплетения. Швы, соединяющие детали платья, сделаны таким образом, чтобы кроеная ткань не сыпалась - "запошивочным швом". Эта техника шитья возникла при моделировании кроеной одежды. В Торопце же найден кусок ткани с орнаментом в "браной" технике.

Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Рыбакова. Глава 4. Древнерусский костюм (М.А. Сабурова).

4. Короткое платье. Изяславль нач. XIII.
Еще одно целое платье найдено в Изяславле. Оно было сшито из нескольких видов тончайшей шерстяной ткани полотняного переплетения и скроено из верха и отрезной юбки. Верх платья - на подкладке. Во¬рот обшит каймой из более плотной ткани. Кайма сложена вдвое и прошита горизонтальными стежками. Раз¬рез, расположенный слева ворота, переходит в шов на плече. По талии к верху лифа пришита юбка. Она собрана в мельчайшую сборку, для чего прошита сверху четырьмя параллельными швами. На шов, соединяющий лиф с юбкой, нашита золототканая лента, окантованная с двух сторон шелковой ниткой, скрученной в виде веревочки. По подолу была нашита кайма. Судя по швам, рукав был пришит ниже плеча, где нашита полоса ткани шириной 5 см. Эта деталь пришита поперек рукава мельчайшим швом - "вперед иглой", а затем обратным ходом, пространство между стежками заполнено так точно, что создается впечатление машинного шва.
О длине платья судить трудно. Лишь научная реставрация может дать полное представление не только о технологии изделия, но и о его форме и размере. Если пропорции собранного платья в основном правильны, то длина его доходит до колен.

Археология СССР. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Рыбакова. Глава 4. Древнерусский костюм (М.А. Сабурова).

4

5. Глухой «Сарафан» Новгород XIV в. (версия)
Создание сарафана такого типа на Новгород XIV в, будет версией, основанной на финно-угорской и балтской археологии. К тому же в Новгороде есть находки деталей костюма (в основном, украшений), которые происходят из Эстонии.

«Одежда из Париселья (Западная Эстония) сшита из цельного полотнища шерстяной саржевой ткани (длина 236 см, ширина 62 см), перегнутого пополам через плечи. По середине вырезан ворот. По бокам - трапециевидные вставки расширяющие подол. Вокруг ворота и пройм нашиты для украшения оловянные звездчатые бляшки. К краю подола пришита кайма, сплетённая из шерстяных ниток»

Статья Одежда эстонцев I-XVII вв. С.К. Лаул в сборнике "Древняя одежда народов Восточной Европы". Одежда датируется XIV-XV вв.http://alyena.io.ua/album139163

5

ндаа...притянуто.)

6

Ты про последнее? притянуто, не притянуто, но как версию используют http://vkontakte.ru/photo-1779868_114760717 , поэтоу почему бы собственно и нет, разнообразия ради )

7

А я говорю,притянуто за ухи!)и не волнует, используют-не используют...в ЛЭТ тоже много чего используют...*ушла ворчать.Баба Яга против.

8

Платье из Изяславля новые данные.
Для тех кто вдруг соберется таки пошить данный девайс прошу обратить внимание на некоторые изменения в научном мире:
1. Платье не шерстяное, а хлопковое на льняном подкладе;
2. Ворот не округлый с каймой, а стоечка 4-5см;
3. Разрез не слева, переходящий в плечевой шов, а осевой, вертикальный от ворота до подола;
4. На поясе пришита не злототканная лента, а шелк самит;
5. На подоле не кайма, а полоса тонкой ткани шириной 3см с лицевой стороны и "попушка" подкладочной ткани.
Источник тут: http://vk.com/album-4114592_155881033

9

Ага, а еще это мужской кафтан оказался...А еще есть версия самой Орфинской, что оно просто завернуто в хлопковый лоскут.А правду какую то мы узнаем только когда сборник её выйдет.Уже в этом году.)


Вы здесь » Дальневосточный Форум Исторической Реконструкции » Русь » Археология женской одежды. Территория Руси X-XIVвв.